Вернуться в кабинет | Послать сову |
Добро пожаловать на четвертый урок истории магии! Я очень рада вас видеть. Сегодняшний и последующие уроки буду вести снова я.
На прошлом уроке вы говорили о зарождении фетишизма и тотемизма, а так же о том, что магия вошла в жизнь древнего человека и стала ее неотъемлемой частью. Итак, первобытный человек переселился в город, освоил некоторые законы и обряды магии, научился их применять. Естественно, не все люди принимали магию, не все одинаково владели ею, многие сторонились и боялись ее. Именно с момента переселения людей в города мы связываем такое явление, как разделение населения на маглов, магов, знахарей, колдунов, ведунов и т.д. На наших следующих уроках мы постараемся рассмотреть подробнее каждую выделившуюся категорию людей. А сегодня мы остановимся на знахарях. Итак, тема урока: Знахари в древнем мире. Как вы уже знаете, живя племенами, люди обращались за медицинской помощью к шаманам. Они залечивали раны воинов и охотников, приготавливали целебные настои, излечивали больных. С переселением людей в город, задача лекарей практически не изменилась. К ним по-прежнему обращались за помощью, их уважали и почитали. Но вот жизнь самих лекарей стала сложнее, ведь в городе очень трудно раздобыть необходимые компоненты для отваров, зелий. Поэтому знахари селились на окраинах, подальше от людских глаз и поближе к лесу, к природе. Суеверные и боязливые маглы обходили дома лекарей стороной, а позже, стали обвинять их в черной магии. В традиционном мировоззрении наших далеких предков, болезнь воспринималась как результат воздействия различных проявлений черной магии и излечение считалось возможным только при помощи соответствующих магических обрядов. Существовали устойчивые формы ритуалов, направленных на излечение и предупреждение заболеваний, строго соблюдались требования, предъявляемые к исполнителям, времени и месту проведения обрядов. Исполнителями обрядов являлись знахари — главные авторитеты в области лечебной магии. В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены не родственной больному семьи или же тезка больного, а знахарь выступал как руководитель обряда. В случае болезни просили кого-либо из знакомых, прошедших большое расстояние, или же незнакомого странника войти к больному и, не говоря ни слова, подуть на него, обрызгать струей воды изо рта, что должно было принести пользу больному. Объяснялось это тем, что человек, прошедший мимо многих деревьев, перешедший много ручьев, очищался, а очистившийся приобретал свойство лечить больных. Показательно, что и из знахарей в тяжелых случаях выбирался тот, который жил за рекой или ручьем; исключительной колдовскими способностями наделялись странствующие коновалы. Целительными силами, по представлениям людей, обладали маленькие дети и старики, люди, не просто ритуально чистые, а приближенные к "иному миру" (дети, вышедшие оттуда, старики, готовящиеся перейти туда). Представления о ритуальной чистоте отразились в требовании к врачевателю одевать при лечении чистую, иногда обязательно белую одежду. Как вы могли заметить, традиция одевать белую одежду сохранилась и по сей день (белые халаты у врачей). Важным условием успешного лечения считалось сходство крови больного и лекаря. Нередко неудачу сильного знахаря объясняли тем, что у него с больным не сходится кровь", а благоприятный результат действий обычного человека тем, что он с больным «взаиморасположены» по крови. Как правило, лечебные обряды проводились ночью или ранним утром до восхода солнца. Некоторые знахари выбирали для проведения обрядов определенные дни, чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту же фазу луны, в период которой его "испортили". Многие знахари избегали лечить в жилом помещении, особенно в том, в котором находились иконы, объясняя, что "заговоры в доме с образами не действуют", а приступая к лечению, "запирали" пространство при помощи ножа и не разрешали никому ни входить, ни выходить. Существовал запрет проводить обряды в постройках, на чердаке которых имелась земляная засыпка: "нельзя лечить между двумя землями". Если лечение все-таки проводилось в доме, то все действия происходили под матицей или же на пороге жилого помещения, которые в пространственной организации жилища играли роль границы между "своим" и "иным" миром. Наилучшим, а нередко и единственно возможным, местом проведения магических обрядов считалась баня, игравшая исключительную роль в системе народного мировоззрения. Эффективным также считалось лечение, проводимое на месте рождения человека. Так жили лекари в древности. Конечно, со временем все меняется: на знахарей больше не объявляется охота, их больше не обвиняют в черной магии, многие обряды устарели и видоизменились. Но главным остается одно – знахари были, есть и будут, и их роль в развитие истории магии нельзя игнорировать. На этом наш разговор о знахарях подошел к концу. Ваше домашнее задание: 1. Как вы думаете, жизнь знахарей с переселением в город улучшилась, или ухудшилась?(3б) 2. Где и в какое время проводились обряды лечения? (4б) 3. Почему, даже в современном мире, лекари надевают белую одежду?(3б) Урок окончен. Жду ваших работ до 15ноября. Всем спасибо за внимание, до встречи на следующем уроке. |